Архитектурная идея выражает неповторимый архитектурный образ здания его функциональную, стилистическую и семантическую уникальность. Откуда же берутся архитектурные идеи, кто является носителем трансцендентальных основ архитектурного творчества. Сложность в том, что архитектура это одновременно и творческий процесс и его результат, при этом слово «архитектура» образовано от слова «архитектор», которое заимствовано из греческого языка и буквально означает «главный строитель». Казалось бы, все ясно. Раз «архитектор» первичен по отношению и к процессу и к результату, значит он и «носитель», он и «генератор», он и «реализатор», этих самых идей.
Попытаемся взглянуть на это с другой стороны. В русском языке имеется свое оригинальное слово для обозначения строительного искусства: «зодчество» произошедшее от старославянского «зьдь» — глина, материя. Тот есть зодчий, по своей сути не многим отличается от гончара, в то время как зодчество по определению — это вид искусства, оказывающий непосредственное влияние на духовное развитие общества и формирование эстетических взглядов человека.
Вот какой оказывается разрыв, между горшечником и его предназначением! Что же способно заполнить этот вакуум и вывести «комок глины» на уровень «божественного бытия»? Как достигается такой высочайший уровень художественности? Как обеспечивается баланс общего и конкретного, целостности и детализации, объективного и субъективного. Как создать архитектурный образ способный убедить, открыть зрителю его собственные загадки, сформулировать не сформулированное, но ощущаемое, выстроить смысловые и композиционные доминанты? Как добиться того, что бы архитектурная идея являлась не только обозначением эпохи, страны и стиля, а стала средоточием конкретного бытия, и философской метафорой? Как придать архитектуре семантическое, т.е. смысловое, содержательное значение, которое не менее важно, чем его функциональное назначение и художественный облик? Казалось бы, на все эти вопросы может быть только один ответ: — «Просто этому надо учиться».
Но архитектурная семантика, является не только результатом образования. Она формируется в лабиринтах культурного ландшафта, и эмоционального напряжения архитектурной среды, со своим уникальным пространственным потенциалом, участвующим в формировании «мифологического горизонта» профессиональной мысли. на уровне которого и рождаются архитектурные идеи.
Прочитал и ужаснулся, столько сказано слов, а ни какого внятного смысла, а тем более ответа на главный вопрос — откуда же берутся архитектурные идеи, кроме того, что они произрастают на неких «мифологических горизонтах». Может быть, и сама архитектура это тоже миф? Тем более что вся ее история это попытка преодолеть, основной мифологический посыл, выразившийся в трактате Витрувия о гармонии пользы, прочности и красоты, и вытекающих из этого основополагающих принципах архитектуры, основанных на числовых закономерностях, заложенных в строении Вселенной и человека.
В истории архитектуры борьба с античным каноном была уделом новаторов, а верность ему выражала консерватизм. При этом все новаторы пытались разработать свою систему принципов и канонизировать ее. Справедливости ради следует сказать, что некоторые новаторские идеи оказались вполне жизнеспособными и выработали самостоятельные архитектурные стили, сформулировали не только вполне определенные исторические и культурные метафоры, но и сформировали общеизвестные архитектурные мифы.
Утвердив, таким образом, мифологическую природу архитектурных идей, можно перейти к их анализу, предварительно сузив спектр многообразного типологического пространства архитектуры до ничтожной, с точки зрения урбанистического мышления, его части.
Итак, сосредоточимся на том, откуда черпаются архитектурные идеи при строительстве индивидуального жилья. Преодолев идеологический миф о том, что унылое однообразие городской среды способно подавить индивидуальность, и сформировать человека, сориентированного исключительно на «светлое будущее», архитектурное сознание столкнулось с массовым желанием проявить эту самую индивидуальность, в среде «счастливых обладателей коттеджей». Тем более, что в пределах городской черты, архитектура повсеместно стала уступать место промышленному дизайну, под воздействием мифа о том, что «дом это машина для жилья». Архитектурное мышление частных инвесторов, вооружилось немного подзабытым, но вполне актуальным мифом о «возможности рая на земле», призвав всевозможные стилистические, исторические и географические метафоры для проявления своей индивидуальности.
Таким образом, оказался востребованным многообразный арсенал архитектурных мифологем, сформированных в недрах того или иного стиля. У архитектора появилась возможность попробовать себя в любом, не оглядываясь на мнение архитектурных чиновников. Мгновенно был сформирован миф о соответствии того или иного стиля индивидуальным особенностям заказчика. Например:
Классицизм: демонстрирует образованность, хорошее воспитание и высокий социальный статус владельца.
Замок в романском стиле: подойдет человеку обеспеченному, но замкнутому, предпочитающему семейные ценности.
Те, кто выбирает готику, религиозны и романтичны.
Модерн, способен выразить человека творческого, импульсивного и общительного.
Барокко говорит о высоком образовательном и интеллектуальном уровне, может также являться признаком экстравагантности, желания выделиться, привлечь внимание.
Эклектика, для людей с развитой фантазией, обладающих здоровым авантюризмом, и чувством юмора.
Конструктивизм выражает человека рационального и амбициозного.
Хай-тек: подходит людям серьезным и жестким, для которых основной ценностью является свобода и независимость.
В рамках подобной мифологии заказчик, используя полнее рациональный подход, может выбрать тот или иной стиль, чтобы выразить себя или то, чем он хочет казаться. Архитектору остается лишь наложить стилистическое клише на заявленные размеры здания. Не кажется ли вам такой подход немного примитивным. Лично я за то, что бы процесс создания архитектурной идеи оставался сакральным и сугубо индивидуальным.
Боярский А.А. 05.03. 2017